Стартер крутит коленвал за венец, расположенный на маховике (или ведомом диске)
Коленвал приводит в движение поршни
Масляный насос создаёт давление масла
Один из цилиндров попадает на такт впуска
Коленвал через привод ГРМ приводит в движение распредвалы
Поршень идёт вниз – в цилиндре создаётся разряжение
Впускной распредвал кулачком нажимает на коромысло
Коромысло опирается на гидрокомпенсатор и нажимает на клапан, опуская его
Воздух всасывается в цилиндр
Поршень проходит нижнюю мертвую точку и начинается такт сжатия
Кулачок распредвала проходит горб и клапан закрывается за счёт действия возвратных пружин
Поршень идёт к верхней мертвой точке, сжимая воздух
Распредвал нажимает на толкатель топливного насоса высокого давления
В форсунках создаётся высокое давление
Блок управления двигателем подаёт сигнал форсунке на открытие и топливо попадает в камеру сгорания
Меньше, чем через секунду Блок управления двигателем даёт команду катушке зажигания сформировать высокий заряд и передать его на свечу
Свеча создаёт искру и сжатия топливовоздушная смесь воспламеняется
Поршень проходит ВМТ и максимум энергии выделяется на его движение вниз
Помощь стартера в этом вращении больше не нужна, и он отключается
Энергии хватает, чтобы провернуться ещё по инерции
За это время, когда поршень идёт наверх выпускной распредвал нажимает на выпускной клапан и открывается выпускной канал
Отработавшие газы выталкиваются;
Процесс подхватывают остальные цилиндры и двигатель запускается;
В работу включается генератор, чтобы обеспечить стабильным напряжением всю бортовую сеть и восполнить потраченный заряд на запуск в АКБ;
Для быстрого прогрева катализаторов в работу включается вторичная воздушная система – она добавляет воздуха в выхлоп и провоцирует там сильное сгорание, которое быстро доводит катализаторы до рабочей температуры после чего выключается;
Двигатель работает:
Каждый цилиндр делает по 4 такта беспрерывно;
Блок цилиндров отвечает за сжатие и передачу крутящего момента;
Головки блока цилиндров отвечают за своевременное максимальное наполнение цилиндров и выпуск выхлопных газов;
Вентиляция картерных газов снижает давление в картере, отделяет масло и пары бензина от газа;
Коленвал крутит маховик, к которому прикручен гидротрансформатор или пакет сцеплений, которые в свою очередь передают крутящий момент коробке передач;
Так же коленвал крутит передний шкив, который приводит в движение навесное оборудование;
А ещё на коленвалу есть звёзды, которые приводят в движение масляный насос и другое навесное оборудование.
Все системы помогают двигателю:
Дроссельная заслонка дозирует количество воздуха;
Турбонаддув создаёт накачивает больше воздуха во впуск;
Система впуска равномерно распределяет воздух по цилиндрам, правильно завихряя поток;
Топливная система поддерживает оптимальное соотношение бензина и воздуха;
Система зажигания вовремя и полноценно поджигает топливо в камерах сгорания;
Контроль детонации следит за преждевременным и неконтролируемым сгоранием;
Выхлопная система своей формой создаёт правильный поток для раскрутки вала турбонагнетателя, дожигает остатки топлива в катализаторе, создаёт приятный звук работы двигателя;
Масляная система смазывает и промывает все пары трения, отводит тепло, предотвращает контакт металлов;
Система охлаждения отводит тепло от блока цилиндров и головок и рассеивает его в атмосфере и в салоне автомобиля;
Под полной нагрузкой и на высоких оборотах:
Дроссель открыт полностью, в двигатель попадает максимум воздуха;
Наддув максимальный;
Эффективность интеркулера за счёт разницы температур максимальна;
Вихревые заслонки и регулировки длины тракта открыты на максимум, чтобы не препятствовать потоку;
Насос высокого давления создаёт максимально возможное давление в рампе форсунок;
Форсунки вливают максимально возможное количество топлива;
Температура в камерах сгорания удерживается на максимально допустимых значениях (около 900-950 градусов) за счёт регулировки соотношения топливо-воздушной смеси;
Контроль детонации особенно насторожен – при лишнем шуме он будет понижать наддув и УОЗ;
Выхлопная система раскаляется до красна. Её задача, в том числе, погасить пламя и снизить температуру выхлопа;
У турбокомпрессора вастгейт открыт на максимум, чтобы снизить сопротивление в выпуске. При этом давления и так хватает, чтобы обеспечить нужные обороты турбинного колеса и вала;
Масляная система поддерживает максимальное давление в системе для обеспечения максимальной прочности масляного клина. При этом производительность насоса максимальна, чтобы масло не успевало сгорать, а отвод тепла был максимальным. При этом, естественно, масляный термостат открыт и масляный радиатор рассеивает тепло в атмосферу;
Система охлаждения гоняет антифриз по большому кругу с максимальной скоростью.
Все эти процессы идут одновременно. Каждая система выполняет свою функцию в нужное время, с нужной производительностью, с минимумом энергетических затрат. И в итоге получается вот что:
На этой картинке представлен мощностной график двигателя. По горизонтальной оси обороты двигателя, а по вертикальной – крутящий момент в Ньютонах на метр, и мощность в киловаттах.
Почему она кривая, а не прямая? Да как раз из-за наполняемости цилиндров и затыках в выхлопной системе. Потому что не получается в ДВС достичь сразу 100% наполняемости на холостом ходу и 100% продуваемости на оборотах, близких к отсечке, как распредвалы не поворачивай.
С одной стороны, это не очень-то и нужно, а с другой – раздражает запоздалая реакция на педаль газа.
Вот и всё.
В заключение хочу сказать, что на данный момент эволюция ДВС зашла в тупик. Из всех систем выжат максимум и доработки дают минимальный эффект. Сложнее всего справляться с растущими требованиями по экологичности, не теряя в экономичности и мощности. Сейчас даже романтика V12 подходит к концу – их вытесняют V8, а то и V6. А в некоторых случаях даже рядные четвёрки.
Недавно, прокатившись на Porsche Taycan, я прочувствовал начало новой эры на себе и окончательно убедился, что будущее за двигателями другого типа. Не знаю, будут это электромоторы или умудрятся развить водородные технологии, но наши внуки будут жить в совсем другом мире.
Данный материал подготовлен компанией Mint Condition и является собственностью компании. Любое копирование или размещение данного материала без согласования с владельцем запрещено.